ЭТИ НЕСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ
Термин "трудные дети" в педагогике имеет столько оттенков и значений, что любой ребенок от завзятого хулигана до тихой упрямой девочки может быть назван трудным. Собственно я за тридцать пять лет работы легких детей не припомню. Перефразируя известную поговорку - если ребенок легкий, значит, ты о нем чего-то не знаешь. Дети и не должны быть легкими для взрослых. У них своя жизнь, не повторяющая нашу, и свой характер, не для нашего удобства формирующийся. А главное, у них свои представления о мире, вытекающие не только из сообщаемых нами сведений. С любым ребенком нелегко так же, как и с любым взрослым.

Теоретики обучения и воспитания придумали много определений для детей, которые выбиваются из среднестатистического ряда "обычных детей". Я имею в виду "обычных детей" в том смысле, какой придают словосочетанию "обычный стиральный порошок" в рекламных роликах. На самом деле это дети, овладевшие искусством мимикрии и, когда они попадают в благоприятные для индивидуального проявления условия, они становятся такими же сложными и интересными, как и "трудные" дети.

Для учителя массовой школы, который в первую очередь должен научить предмету в объеме, предписанном Госстандартом, трудности создают ученики, не работающие на уроках и мешающие работать другим. Таких учеников с каждым годом становится все больше. Дети мигрантов, плохо знающие русский язык, неблагополучие в семьях на фоне социальных потрясений и идеологической пустоты, дети с врожденными проблемами здоровья - разные причины, а результаты сходные - вести уроки все труднее и труднее.

В последние годы в Москве открылось несколько специальных школ для трудных подростков. В них направляют, в основном, детей из социально неблагополучных семей после зафиксированных в милиции правонарушений. Но непрерывная болтовня на уроке, безобразно оформленная тетрадь, незаполненный дневник, дерзкие ответы учителям - еще не достаточная причина для направления в специальную школу, а даже два таких ученика в классе не дают полноценно вести уроки. Причем чаще всего это неплохие ребята. Они первыми помогут перенести мебель из кабинета в кабинет, они вежливо и много раз за день здороваются с каждым учителем, они сами огорчаются, что так плохо себя ведут, но… начинается урок - и все повторяется^ невнимание, глупые шутки, демонстративное нежелание соблюдать веками освященные правила поведения на уроке.

Что чаще всего делает в таких случаях учитель? Сначала замечания во время урока, попытки воззвать к совести или самолюбию, потом - замечания в дневнике и призывы к родителям о помощи, дальше обращение к начальству с просьбой "власть употребить". Ни то, ни другое, ни третье, как правило, результата не дает. Ученик, пройдя все эти меры воздействия, продолжает лоботрясничать, учителя стараются его не трогать, следуя мудрой поговорке: "Там, где ты ничего не можешь, ты не должен ничего желать". Если ученик не переходит грань между плохим поведением и правонарушением, его дотягивают до окончания девятого класса и передают коллегам в колледже: "Пусть теперь они ночи не спят".

В Америке таких детей до последнего времени лечили от плохого поведения таблетками. Этот метод тоже не конструктивен. Ребенок становится тихим, но при этом его интеллектуальные способности резко снижаются. Лекарства делают ученика вялым, податливым, но совершенно отбивают способность к анализу ситуации. Такие дети не осознают разницу между хорошим и плохим и быстро становятся легкой добычей аморальных или даже криминальных лидеров. Помимо этого, привычка к приглушенному восприятию действительности под действием таблеток облегчает плавный переход к так называемым "легким наркотикам".

В конце девяностых годов американские психологи объявили, что у некоторых детей с проблемами поведения аура иного цвета, чем у остальных людей. По синему цвету ауры таких детей назвали "дети индиго".

В книге "Дети Индиго" подробно описываются такие дети и, когда я читала эту книгу, я узнавала практически всех двоечников и "нарушителей спокойствия", которых учила с 1971 года до последнего времени. Я не буду повторять то, что написано в этой книге. Но повторю главную мысль: "Дети индиго - другие, чем взрослые, их окружающие. Они не воспринимают чужие правила без веских обоснований, не подчиняются просто потому, что "так надо", не делают того, что не считают необходимым".

Недавно мама подростка пожаловалась, что на ее тираду о долге и о том, что нужно делать не то, что хочется, а то, что надо, мальчик спросил: "Мама, а может быть, твои проблемы именно от того, что ты всю жизнь делаешь не то, что хочешь?" Это очень типично для ребенка индиго.

Я думаю, что очень много неудач в отношениях с детьми и подростками появляется из-за того, что взрослые обращаются рассудку, сознательности и прочим рациональным составляющим личности. Жалобы учителей на несознательность учеников вошли во все книги и фильмы на темы педагогики. И это правильно. Ученики в силу своего возраста не могут руководствоваться рассудком и логикой. Они живут эмоциями, большую часть информации воспринимают через образы или интуитивно. Именно поэтому неопределенные угрозы: "Смотри, хуже будет" или "Ты у меня допросишься", произнесенные с правильной интонацией действуют безотказно (меня в первые годы работы это поражало). Теперь я знаю, что неопределенная угроза вызывает в воображении гораздо более страшные картины, чем учитель может придумать. Каждый ученик воображает именно то, что для него страшнее всего, и пугается вопреки логике. Если бы он в такой момент мог подумать, он понял бы, что на самом деле учитель ничего страшного сделать ему не может. Но подсознание, подкрепленное тем, что учитель стоит, а ученик сидит, (учитель занимает доминирующую позицию), что учитель старше, а значит, могущественнее, диктует страх помимо сознания и воли.

Учитель, который использует правильно язык тела и умеет правильно дозировать рациональное, эмоциональное и подсознательное в отношениях с учениками в классе, имеет все возможности для достижения образовательных и воспитательных целей без серьезных конфликтов и помощи извне.

Например, если учитель сидит и разговаривает с учеником, который перед ним стоит - позиция учителя на сознательном уровне воспринимается как начальственная, а на подсознательном как подчиненная. И когда учитель говорит что-то снизу вверх, его слова не принимаются в полной мере именно потому, что звучат снизу. Если нужно поговорить доверительно, чтобы ребенок воспринял слова взрослого как дружеский совет или как предложение сотрудничества, сядьте так, чтобы ваши глаза были напротив глаз ребенка. Если Вы хотите, чтобы ваши слова звучали весомо и авторитетно, сядьте чуть выше.

Ни в коем случае не высказывайте раздражения. Раздражение - проявление слабости, и класс тут же реагирует на него, как на слабость, т. е. выходит из-под контроля. Учителям с низкими голосами легче овладеть вниманием класса, но если у учителя высокий голос, необходимо говорить спокойно и взвешенно. Отрицательные эмоции, звучащие в высоком голосе, воспринимаются как выражение страха или боли, то есть опять же как слабость.

Педагогика сотрудничества ни в коем случае не предполагает реального равенства между учителем и учеником, так же, как демократические отношения в семье не должны быть вне иерархии. Взрослые воспринимаются ребенком как защита от опасностей, как существа, несущие ответственность за свою жизнь и за жизнь ребенка. Мы, конечно, должны приучать детей к ответственности за их поступки, но не имеем права перекладывать на них всю полноту своей ответственности. А когда мы демонстрируем детям свои слабости на подсознательном уровне, мы тем самым показываем, что защита у них слабая, и вызываем с их стороны разочарование и неуважение, которые проявляются в нарушениях дисциплины, и нежелании подчиняться.

Урок - это спектакль одного актера. Внешний образ этого актера играет важную роль в том, как пройдет спектакль. Прежде всего, внешний облик должен соответствовать Вашей задаче. Строгий элегантный костюм, белая блузка или рубашка с галстуком, деловая обувь - все это очень хорошо для открытого урока, административной контрольной или экзамена. Вы демонстрируете собранность, решительность и готовность к трудным испытаниям. Но если Вы ежедневно приходите в класс, как на торжественную церемонию, контакт с учениками будет затруднен, а через какое-то время ваш облик будет вызывать раздражение своей неуместностью в интерьере школьных будней. На школьном или классном вечере можно появиться в юбке с разрезом до пояса и топике с низким вырезом, если возраст и внешность позволяют, но на уроке такой костюм будет работать против Вас. В лучшем случае этот костюм вызовет восхищение вашим вкусом и красотой, в худшем - осуждение девочек и пристальный интерес мальчиков. Но о программе и задачах урока будет забыто наверняка.

Я знаю учителей, которые могут придти в класс в довольно экстравагантном виде, и при этом блестяще проводить уроки и добиваться хороших результатов. Позволить себе такое могут очень неординарные, уверенные в себе и обладающие большим природным обаянием люди. Тогда дети не обращают внимания на подробности облика и воспринимают образ учителя в целом. У нас в школе была учительница французского языка, немолодая, довольно полная, вполне традиционно одетая. Неожиданно после проведения рейтингового опроса выяснилось, что она заняла первое место по красоте среди учителей. Надо сказать, что в школе тогда работало много молодых, стройных и привлекательных учительниц. Но именно эта учительница превращала свои уроки в праздник. Ее темперамент, активная симпатия к каждому ученику, неординарность высказываний, уверенность в себе воспринимались, как фейерверк. В глазах детей красота и привлекательность - это одно и то же. Они не анализировали черты лица и статность фигуры, просто, опять-таки на подсознательном уровне, считали яркого человека красивым.

Но это не рядовой случай. Для большинства лучше выбирать одежду, в которой удобно. Лучше, если она не привлекает внимания ни яркостью, ни небрежностью и соответствует вашим задачам на уроках в обычный учебный день. Одна моя коллега рассказывала, что в молодости она и две ее подруги очень любили красить волосы в разные модные цвета. В один прекрасный день, подходя к классу, она услышала: "Видали? Наши-то Каштанки опять перекрасились". Она не обиделась на своих учеников, но сделала для себя выводы на будущее - стала продумывать свой внешний облик так, чтобы больше не вызывать подобных высказываний.

Одежда и цвет волос - далеко не все, что определяет восприятие окружающих людей. Гораздо важнее - жест, осанка, взгляд. Это очень трудно, практически невозможно - постоянно контролировать походку, выражение лица, интонации. А от них зависит большая часть нашего маленького театра. Великий Станиславский придумал систему, помогающую актерам войти в роль так, чтобы весь облик актера соответствовал его роли.

Но актеров учат этому несколько лет, а учителя учат совсем другим вещам, да и роль он должен себе придумать и написать сам. Возможно самое трудное - это определить, какую роль нужно играть на том или ином уроке, в том или ином классе. Примеров исторических и художественных масса от "не женитесь на курсистках" до Януша Корчака. Читайте, выбирайте. От того, как Вы хотите выглядеть в глазах учеников, зависит выбор внешних деталей. Рубаха-парень, добрая усталая матушка, комсомольская богиня, Прометей, несущий свет истины, мудрый наставник…

Конечно, роль должна изменяться от спектакля к спектаклю. Иначе станет скучно прежде всего самому учителю, да и дети, которых учитель перестает удивлять, начинают искать другие возможности для удовлетворения эмоционального голода - веселиться на уроках по-своему.

Для того, чтобы дети Индиго или, по нашей традиционной педагогической классификации, сложные дети, воспринимали нас объектами, заслуживающими внимания, все выше сказанное - необходимые, но далеко не достаточные условия успешности.

Прошли те времена, когда учитель был значимой и уважаемой фигурой только потому, что уважаемой и значимой была сама профессия. Да, кстати сказать, что-то и не верится, что такие времена были. Сейчас приходится много и тяжело работать на свою репутацию хорошего учителя как среди учеников, так и среди коллег и родителей. И если такая репутация среди взрослых греет душу и придает уверенности в себе, то среди учеников она - один из главных показателей профессиональной пригодности.

А репутация складывается, прежде всего, из впечатления. Спокойный, доброжелательный тон, правильно дозированная авторитарность (особенно необходимая при общении с подростками), готовность мгновенно и правильно отреагировать на нештатную ситуацию - вот далеко не полный перечень того, из чего складывается образ хорошего учителя. А дальше приходится этот образ углублять и расширять, не выходя из роли, обозначенной профессией. Трудно, но интересно. А если не интересно, зачем вообще идти работать в школу?

Есть вполне конкретные рекомендации, разработанные психологами и имиджмейкерами, тренинги, актерские техники, помогающие выработать необходимые умения и навыки.

Вероятно, я не сообщу ничего нового, если скажу, что проблемы поведения обусловлены неправильным общением с миром. Ребенок искаженно воспринимает мир вокруг себя и себя в этом мире. Причины такого искажения очень разные - от аутичности из-за тепличных домашних условий до побоев пьяного папы, а проявления похожие: неумение слышать другого человека, неспособность к сопереживанию, заниженная или завышенная самооценка, неадекватная реакция на внешние раздражители.

Поэтому очень важное условие в работе с непростыми, нервными, травмированными современными детьми - уважение к ним. В любой ситуации оценка поступка или работы не может быть оценкой личности. Если ученик знает, что Вы ему симпатизируете, несмотря ни на что, он выслушает Вас внимательно и примет Ваши рекомендации. Когда Вы хотите высказать порицание, начните со слов: "Ты умный, хороший человек. Почему ты поступаешь вопреки своим хорошим качествам?" Кстати, иногда ответ на этот вопрос бывает интересным и полезным для педагога. Иногда стоит при каждом удобном случае говорить ученику, что он не такой плохой, каким кажется себе сам. Разговор с родителями ученика, который вызывает нарекания, тоже нужно начинать с положительной оценки ребенка, а о негативных сторонах его поведения говорить, как о проблеме, волнующей Вас с точки зрения судьбы ребенка. Это важно для того, чтобы ребенок не считал Вас предателем, который ябедничает родителям (то есть опять-таки слабаком), и для того, чтобы в семье обстановка становилась более благоприятной и комфортной. К тому же родители будут благодарны Вам за внимание и заботу об их ребенке и ваши слова и рекомендации для них прозвучат более убедительно.

Неправильно понятые коммунарские макаренковские приемы в работе с коллективом часто приводят к парадоксальным результатам. Пример - история в фильме "Чучело". Коммунарские принципы очень сложно реализовать, не имея таланта Макаренко или Сороки Росинского, и еще сложнее применить их в ситуации общества без коммунистической идеологии. Современным детям чужда пафосность коммунарских методов, они или избегают мероприятий и акций, построенных на этих методах, или притворяются вовлеченными, в душе посмеиваясь над наивностью взрослых. Главная тема работы с коллективом учеников - обучение цивилизованным способам общения. А это - прежде всего умение принимать особенности окружающих людей без осуждения и готовность выслушать мнение, не совпадающее с собственным. Конечно, учитель должен быть примером такого общения.

Для того, чтобы убедить ученика в том, что он поступил неправильно, можно попробовать вместе с ним проанализировать последствия его поступка лично для него самого. Например, мальчик решил сделать своей девушке дорогой подарок, но отказаться от удовольствий и накопить денег характера не хватило, и он украл деньги на подарок у родителей. О том, что он - негодяй, мальчик наслушался от родителей в полной мере. Если учитель пойдет тем же путем, подросток его просто не будет слушать - они здорово умеют ставить защиту от неприятных речей. Интереснее поговорить о том, чего хотел добиться этот человек и какой результат он получил. Ведь хотел он повысить свой статус в глазах этой девушки и, тем самым, в своих глазах. А получилось, что свой статус в глазах девушки он, если и повысил, то незначительно, зато в семье его статус упал окончательно и исправлять репутацию придется долго и трудно.

Когда ученик отказывается выполнять какое-то задание, очень полезно объяснить ему, что он имеет право выбирать - делать ему это задание или не делать. Правда, и Вы имеете право выбирать, как реагировать на его выбор. Забавно бывает наблюдать, как сама ситуация выбора помогает принять правильное конструктивное решение.

"Что наша жизнь? Игра!" - пожалуй, для нашей работы это главное, что нужно помнить всегда. Иначе учитель рискует стать жертвой рутины школьной жизни и потерять то, зачем он пришел в школу - радость общения и интерес к жизни.

Сохранить эту радость в себе, нести ее в классы, заражать ею учеников - труд благодарный и живительный. И эти трудные дети станут подарком для Вас, потому что они непредсказуемы, талантливы и незаурядны и потому, что они будут признавать Вас учителем, который их достоин.

© Н. Н. Иващенко, 2009

К списку статей